• ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УРАЛЬСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА»

    Ключевая идея возрождения и развития уральской инженерной школы заключатся в построении системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования. Важнейшим условием создания системы является заинтересованное участие промышленных предприятий не только в образовательном процессе, но и в создании комфортных условий для эффективной работы молодых инженеров на производстве, обеспечение преемственности поколений инженерно-технических работников.

    Имеющийся на сегодняшний момент положительный опыт модернизации инженерного образования позволяет выделить ряд основных направлений развития, которые могут войти в комплексную государственную программу «Уральская инженерная школа».

    1. Профессиональная ориентация и довузовская подготовка школьников

    Сломать сложившееся отношение родителей и школьников к инженерной профессии можно совместными усилиями учителей школ, преподавателей вузов, ведущих специалистов промышленных предприятий, сотрудников академических институтов. Организационные формы такой работы достаточно известны – летние и зимние тематические школы, предметные и технические олимпиады, конкурсы технического мастерства, шефство вузов и предприятий над отдельными школами, публичные лекции ведущих ученых, технологов, конструкторов, руководителей крупных технических проектов.

    Заслуживает поддержки и внимания один из новых проектов этого направления «Сетевая политехническая школа Урала».

    Цель проекта - создание сетевой политехнической школы, объединяющей ресурсы образовательных организаций и предприятий партнеров для обеспечения стабильного притока на инженерные направления мотивированных и хорошо подготовленных абитуриентов через усиление технологического профильного обучения в школах, дополнительного образования, развитие системы технического творчества, интегрированных олимпиад инженерного профиля и конкурсов проектов.

    1. Разработка и реализация преемственных программ среднего профессионального образования и бакалавриата

    Промышленные предприятия сегодня испытывают дефицит квалифицированных кадров способных работать на сложном оборудовании, грамотно выполнять различные технологические операции.

    Создание преемственных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования будет служить дополнительным стимулом для прихода в организации среднего профессионального образования достаточно сильных абитуриентов, часть из которых будет иметь возможность продолжить обучение в вузах по индивидуальным программам ускоренного обучения сразу после окончания колледжа или после определенного периода работы на производстве.

    Основой создания таких программ является единая методологическая база основанная на проектировании результатов обучения, модульной структуре построения программ, внедрения системы расчета трудоемкости освоения в зачетных единицах.

    1. Разработка и реализация интегрированных программ «бакалавриат-магистратура»

    Возможность полноценной замены выпускников специалитета, подготовка которых проходит в течение 5 – 5,5 лет может быть реализована по программам интегрированной магистратуры, которые предполагают фундаментальную подготовку по математике и естественным наукам, широкое общеинженерное многопрофильное обучение на уровне бакалавриата и актуальную для заказчиков профилизацию на уровне технологической (инженерной) магистратуры.

    На уровне магистратуры в основные профессиональные образовательные программы включаются специальные модули предполагающин освоение обучающимися предпринимательских компетенций, компетенций бизнес-образования (маркетинг, проектное управление, управление инновациями и т.п.). Выпускники таких программ будут в состоянии самостоятельно организовать инновационное производство в режиме стартапов, создавать высокопроизводительные рабочие места.

    1. Внедрение технологии проектного обучения

    Как показывает лучший отечественный и зарубежный опыт, успешным направлением подготовки умеющих самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения технических специалистов является практико-ориентированное обучение, основанное на регулярном выполнении обучающимися технических проектов нарастающей сложности. Обучаясь в этой идеологии, студенты приобретают необходимый на производстве опыт командной работы, практику представления и защиты собственных идей, ответственности за принятые решения. Такой подход сегодня успешно развивается в целом ряде ведущих технических университетов мира и достаточно полно формализован в документах всемирной инициативы развития инженерного образования CDIO (аббревиатура от терминов, определяющих все этапы жизненного цикла инженерной продукции:Conceive – Design – Implement – Operate – (с англ.) Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй).

    1. Инженерные турниры, конкурсы инженерных проектов

    Внесение состязательного компонента в систему непрерывного технического образования позволяет решить несколько взаимосвязанных задач. Прежде всего, различные турниры и конкурсы способствуют выявлению наиболее способных, талантливых и перспективных участников, которые в перспективе при сопровождении их образовательных и карьерных траекторий могут составить элиту инженерного корпуса Урала. Подобные соревнования способствуют и формирования столь необходимых в современном инженерном деле качеств как способность к командной работе, эффективная коммуникация, умение представить и защитить свою точку зрения и т.п. Популяризация инженерных турниров работает и на мотивацию молодежи к освоению технических профессий.

    В регионе уже сегодня есть положительный опыт такой деятельности. Для школьников это лего-турниры и соревнования по робототехнике, в профессиональном образовании World skills, для студентов, аспирантов и молодых инженеров – Конкурс инженерных проектов Высшей инженерной школы УрФУ.

    1. Системная инженерия

    Удовлетворение текущих потребностей промышленных предприятий в квалифицированных, подготовленных «под заказ» специалистах не снимает проблему подготовки специалистов на будущее, «на вырост» нашей промышленности. Необходима генерация программ нового типа, которые будут формировать у выпускников компетенции системной инженерии, которую отличает целостный подход к восприятию инженерных проблем, развитие креативного мышления, способностей к командной работе в формируемых под заказ развивающихся прорывных технологических направлений инжиниринговых команд. Должна решаться задача подготовки технической элиты, специалистов мирового уровня, в том числе способных управлять крупными техническими проектами.

    Такой подход может быть реализован на уровне инженерных магистерских программ, посвященных освоению «продвинутых» технологий и реализуемых в немногих, имеющих достаточный потенциал университетах. Эффективности создания и воплощения подобных программ может способствовать сетевая форма их реализации с привлечением потенциала ряда ведущих, в том числе и зарубежных университетов и R&D центров. Отличительными особенностями программ является выраженный мульти- и междисциплинарный подход, возможность их постоянного обновления и перенастройки.

    1. Интеграция образовательных организаций и работодателей

    Одним из эффективных путей преодоления существующего недостатка в практической части подготовки выпускников основных профессиональных образовательных программ технической направленности является интеграция образовательных организаций и крупных промышленных компаний - потенциальных работодателей будущих специалистов.

    Сущностной стороной интеграции является совместная разработка и реализация образовательных программ. Сотрудничество на стадии разработки программы предполагает взаимосогласованное формирование результатов обучения по программе в целом и составляющим её модулям. Основой для определения результатов обучения являются профессиональные стандарты, соответствующие технологическим процессам предприятия-партнера, федеральные государственные образовательные стандарты или стандарты, установленные образовательной организацией самостоятельно, а так же лучшие мировые практики создания подобных программ, мнение недавних выпускников, работающих по специальности, профессорско-преподавательского состава вуза и авторитетных экспертов в данном направлении подготовки.

    Сотрудничество на стадии реализации программы выражается в непосредственном участии ведущих специалистов предприятия-партнера в процессе обучения, наставничестве во время прохождения различных видов практик, разработке и контроле выполнения учебных заданий, основанных на реальных задачах производства.

    Организационной стороной интеграции в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» становится создание кафедр или иных структурных подразделений вуза на территории предприятия-партнера для реализации практической части подготовки обучающихся. Преподаватели университета, работающие в составе таких базовых кафедр, глубже погружены в деятельность предприятий – партнеров, постоянно работают над решением научных и технологических задач производства, естественным образом, привлекая к этой работе и будущих специалистов. Базовые кафедры будут активизировать и встречный процесс привлечения к педагогической деятельности ведущих специалистов предприятия, способствовать росту их преподавательских компетенций.

    Задача эффективной реализации подобных совместных государственно-частных образовательных проектов для своего решения требует утверждения порядка и условий создания кафедр образовательных учреждений на базе многопрофильных организаций (предприятий, холдингов и т.п.) для размещения оборудования, обучения студентов и финансирования деятельности данных кафедр. Следует предусмотреть налоговые льготы для работодателей в рамках реализации государственно-частного партнерства в области образования (налоги на прибыль, имущество, землю).

    1. Подготовка преподавателей

    Реализация направлений модернизации технического образования требует системной и масштабной переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров. Направления подготовки преподавателей включают освоение новых образовательных технологий, основанных на информационных сервисах, активных методах обучения, проектном обучении, актуализацию профессиональных компетенций путем участия в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, регулярных стажировках в ведущих российских и зарубежных образовательных и исследовательских центрах.

    Эффективности процесса повышения квалификации преподавателей будет способствовать развитие конкуренции за работу в вузе, что возможно при изменении существующих условий труда (структуры учебной нагрузки, условий материального стимулирования, создания возможностей для плодотворной научной работы преподавателей и др.).

    1. Мотивация участников образовательного процесса

    Существенным препятствием на пути масштабной модернизации инженерного образования является недостаточная мотивация к изменениям основных участников процесса: студентов, преподавателей и сотрудников предприятий-партнеров. Выходом из ситуации может явиться набор и обучение студентов в группах целевого обучения, сформированных под заказ крупной компании или группы компаний. В этом случае студенты понимают перспективы будущего трудоустройства и зависимость будущего карьерного роста от качества своей учебы, преподаватели получают не только моральную, но и материальную поддержку от предприятия-партнера, а само предприятие подготовленных под заказ специалистов, не требующих затратной доводки для эффективного включения в производственный процесс. Оплата труда преподавательского состава должна зависеть от достижения результатов образования, зафиксированных в образовательной программе.

    1. Губернаторская программа повышения квалификации инженерных кадров

    Система непрерывного технического образования предполагает создание постоянно действующего механизма обновления технических компетенций, профессионального обучения. Таким механизмом может стать Губернаторская программа повышения квалификации инженерных кадров, построенная с учетом опыта реализации в регионе подобной Президентской программы.

    Отличительной особенностью такой программы может стать конкурсный отбор и создание банка лучших, наиболее востребованных программ, постоянное обновление программ под заказ промышленных предприятий региона, развитие новых форм ведения образовательного процесса, таких как электронное обучение, сетевые формы реализации программ, включая привлечение российских и зарубежных партнеров.

    1. Поддержка карьерного роста молодых инженеров

    Следует предусмотреть систему мер обеспечивающих безболезненное вхождение молодых специалистов в производственную среду, дать возможность молодому специалисту реализовать свой творческий потенциал. Такие меры достаточно хорошо известны – создание отдельных молодежных творческих коллективов для решения актуальных инновационных задач и реализацию проектов, конкурсы инженерных проектов и т.п. Существенным условием является и обеспечение необходимых социальных условий для молодых специалистов.

    1. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и сертификация профессиональных квалификаций

    Зарубежный опыт показывает, что существенным стимулом для постоянного совершенствования профессионального мастерства является сертификация профессиональных квалификаций. Такая сертификация, как правило, проводится авторитетными профессиональными сообществами для молодых инженеров, имеющих определенный опыт успешной работы над реальными производственными проектами. Успешно прошедшие сертификацию попадают в престижный реестр инженеров, что повышает их рыночную конкурентоспособность и перспективы карьерного роста.

    Профессиональные сообщества в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации имеют право на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, по которым готовятся специалисты интересующих их направлений. Такая аккредитация является гарантией качества и актуальности программы.


Вход через learn.urfu.ru