• Иннопром 2013. Панельная дискуссия «Ренессанс инженерного образования. От слов к делу»

    г. Екатеринбург, выставочный комплекс «Екатеринбург-Экспо» 11 июля 2013 года

    О.И. Ребрин

    Интеграция со стратегическими партнерами – перспективный путь модернизации инженерного образования

    Необходимость модернизации инженерного образования, ставшая очевидной для многих зарубежных стран на рубеже веков, а в настоящее время и для России, обусловлена рядом объективных факторов, таких, прежде всего, как растущий темп технического прогресса, быстрые технологические изменения в промышленном производстве, приоритеты повышения производительности труда и инновационного развития бизнеса.

    Сообразно меняющимся условиям меняются и требования к способностям выпускников технических направлений подготовки. Наряду с не теряющими ценность фундаментальными основами, от сегодняшнего инженера требуется всесторонняя и глубокая практическая подготовка и ряд новых качеств, таких как системное мышление, умение видеть и решать инженерные задачи, а кроме того брать на себя инициативу и ответственность за принятое решение, владеть приемами коммуникации, следовать кодексу инженерной этики и этот список может быть продолжен.

    В 2012 и 2013 годах Высшая инженерная школа УрФУ выступала координатором проекта AHELO (аббревиатура от Assessment of Higher Education Learning Outcomes) по направлению инженерного образования в России. Это один из приоритетных инновационных проектов организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в области образования. Конечная цель проекта - разработка комплексного, объективного и научно обоснованного подхода к оценке результатов обучения в системе высшего образования, получение международно-сопоставимой информации о достижении результатов обучения студентами образовательных программ инженерной направленности различных университетов мира.

    От УрФУ участие в оценке приняло свыше 350 студентов ряда технических институтов.

    Основной фокус в ходе исследования сделан на оценку не теоретических знаний, а умений их применения в контекстах, максимально приближенных к будущей профессиональной практике (“above content” knowledge and skills).

    Предварительный анализ полученных результатов исследований показал, что в целом, результаты, показанные студентами УрФУ сравнимы с их зарубежными коллегами. Однако вопросы, связанные с ответственностью инженеров за принимаемые решения, этические аспекты профессии вызывали у наших студентов определенные затруднения и непонимание. Эти пробелы в подготовке будем устранять, корректируя образовательные программы.

    Один из центральных вопросов модернизации инженерного образования: «Чему учить современного инженера?», решается сегодня с участием многих заинтересованных сторон и прежде всего университетского сообщества и потенциальных работодателей наших выпускников. Причем этот процесс имеет мировой масштаб. А потому мы активно дополняем собственные разработки лучшим зарубежным опытом. В течение нескольких лет в УрФУ осваиваются основные принципы и подходы, заложенные в документах всемирной инициативы развития инженерного образования CDIO (аббревиатура от терминов, определяющих все этапы жизненного цикла инженерной продукции: Conceive – Design – Implement – Operate – (с англ.) Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй). Месяц назад на 9 Международной конференции в Бостоне (США), посвященной этой инициативе, мы представили наши достижения, и УрФУ был принят в число участников этого проекта, который насчитывает сегодня более 100 ведущих технических университетов со всего мира. УрФУ был представлен опыт разработки практико-ориентированной программы производственно-технологического бакалавриата выполненной совместно с Уральской горно-металлургической компанией.

    Программа спроектирована с учетом лучших мировых практик инженерного образования. Модульная структура программы предполагает существенно увеличенную практическую подготовку студентов, приобретение ими одной или нескольких рабочих профессий в процессе обучения, сертификацию профессиональной квалификации выпускника на основе корпоративных профессиональных стандартов компании.

    Наш опыт показывает, что именно создание партнерских образовательных программ, в разработке и реализации которых принимают участие работодатели – одно из важнейших направлений развития инженерного образования на современном этапе.

    Выстраивая стратегические планы развития УрФУ, мы обсуждаем модель университета «интеграционного типа», которая предполагает активное взаимодействие, интеграцию с заинтересованными в результатах образовательного, научного и инновационного процессов университета сторонами (стейкхолдерами). Прежде всего, с ведущими промышленными корпорациями и предприятиями региона. Важным элементом интеграции является перенос части образовательного процесса на площадки предприятий-партнеров, создание на предприятиях кафедр или иных структурных подразделений, которые реализуют совместную образовательную, научную и инновационную деятельность в интересах предприятия-партнера. Преподаватели университета, работающие в составе базовых кафедр, будут глубже погружены в деятельность предприятий-партнеров, постоянно работать над решением научных и технологических задач производства, естественным образом, привлекая к этой работе и будущих специалистов. Базовые кафедры будут активизировать и встречный процесс привлечения к педагогической деятельности ведущих специалистов предприятия, способствовать росту их преподавательских компетенций.

    Важным направлением интеграции является взаимодействие с другими образовательными организациями, прежде всего школами и колледжами что обеспечивает раннюю профессиональную ориентацию школьников, повышение уровня их подготовки, разработку преемственных профессиональных образовательных программ.

    Решение задач регионального развития предполагает еще одно направление интеграции – модернизацию филиальной сети Университета в интересах градообразующих предприятий области и решения актуальных социальных задач моногородов. Мы ориентируем филиалы на укрепление связи с региональными работодателями и органами государственной власти.

    Университет интеграционного типа предполагает интеграцию и международного масштаба через создание совместных с зарубежными университетами образовательных программ, аккредитованных на международном уровне, реализацию научно-инновационных проектов с участием зарубежных партнеров, масштабный академический обмен студентов и преподавателей университетов.

    Практико-ориентированные образовательные программы разрабатываются в соответствии с самостоятельно установленными УрФУ образовательными стандартами.

    В основу разработки собственных стандартов положен новый принцип их формирования – формирование стандартов по видам профессиональной деятельности, в отличие от общепринятой стандартизации по направлениям и специальностям.

    Основным видом профессиональной деятельности для выпускников программ технической направленности является производственно-технологическая деятельность. Поэтому для создания основных образовательных программ подготовки практико-ориентированных специалистов по инженерным направлениям, обладающих актуальными и востребованными работодателями компетенциями разрабатывается линейка стандартов, охватывающих все уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации). Линейка образовательных стандартов, основанных на едином методологическом подходе, обеспечивает безусловную преемственность профессиональных образовательных программ от СПО, через производственно-технологический бакалавриат, в том числе прикладного характера, технологическую (инженерную) магистратуру до программ аспирантуры в области технических наук. Необходимым условием разработки и реализации образовательных программ производственно-технологической направленности является наличие заказчика будущих выпускников программы – крупного промышленного предприятия или группы промышленных предприятий и организаций.

    Выпускники образовательных программ, ориентированных в качестве основного на производственно-технологический вид профессиональной деятельности удовлетворят спрос работодателей на специалистов различного уровня подготовки от высококвалифицированных рабочих до выпускников аспирантуры – кадров высшей профессиональной квалификации.

    Одним из крайне необходимых для реиндустриализации экономики типов специалистов являются специалисты в области проектно-конструкторской деятельности. Отдельная линейка образовательных стандартов УрФУ регламентирует разработку программ для этого вида профессиональной деятельности. Отличие программ, реализующих требования этих стандартов, - в формировании у выпускников компетенций системной инженерии, которую отличает целостный подход к восприятию инженерных проблем, развитие креативного мышления, способностей к командной работе в формируемых под заказ развивающихся прорывных технологических направлений инжиниринговых команд. Будет решаться задача подготовки технической элиты, специалистов мирового уровня, в том числе способных работать на уровне управления крупными техническими проектами.

    Организация кафедр и иных структурных подразделений университета на территории предприятий-партнеров, заказчиков образовательных программ и формирование аналогичных структур на территории университета в интересах научных организаций позволит объединить и организационно закрепить совместную деятельность всех заинтересованных в результате образовательного процесса сторон. «Формализация» отношений укрепит интеграционный процесс и обеспечит успешность совместной подготовки специалистов под заданные виды профессиональной деятельности или их сочетание.

    УрФУ имеет давние традиции взаимодействия с целым рядом предприятий-партнеров среди них НПО Автоматики, предприятия Росатома, корпорация ВСМПО-Ависма, Уралвагонзавод и многие другие.

    Сегодня мы вступаем в новое качество взаимодействия и вышли на подписание договоров о создании двух базовых кафедр, соответствующих новому Закону об образовании в РФ, на территории ООО «УГМК-Холдинг» и ООО «Югорск-трансгаз» и надеюсь, эта процедура состоится по окончании нашего круглого стола.



Вход через learn.urfu.ru