• Лучшие практики создания и реализации инженерных образовательных программ



    ___Одной из главных стратегических задач развития УрФУ является организация современной инженерной подготовки специалистов для ключевых направлений постиндустриальной экономики, сочетающей в себе техническое, естественнонаучное, социально-экономическое и управленческое образование.

    ___Выпускники российской и советской системы подготовки инженерных кадров имеют в своем активе успешное решение многих сложнейших инженерных задач, реализацию масштабных технологических проектов и отраслевых программ. Однако ускоряющийся технический прогресс и смена технологических укладов в развитии мировой экономики требует адекватного и своевременного изменения системы подготовки инженерных кадров. Инженер ХХI века должен обладать целым рядом новых качеств, новых компетенций не характерных для специалистов предыдущих поколений.

    ___Эта тенденция носит общемировой характер, но особенно остро необходимость системных изменений в инженерной подготовке ощущается в России в связи с попыткой модернизировать экономику страны.

    ___Геополитические изменения, произошедшие в нашей стране на рубеже веков и последующий сложный период преодоления созданных проблем, привели к существенному ослаблению позиций российской высшей школы в инженерном образовании. Утрата престижности инженерной квалификации в стране в целом дополнительно обострила ситуацию. Как следствие, многие промышленные предприятия, старающиеся встать на путь модернизации производства, сталкиваются с серьезными кадровыми проблемами, ощущают недостаток в молодых специалистах требуемой квалификации, остроту вопроса преемственности при смене поколений технических работников различного уровня.

    ___Дополнительные сложности в решении этих задач связаны с переходом российской образовательной системы на уровневую подготовку, с грядущей массовой заменой выпускников с квалификацией «инженер» на бакалавров и магистров. Как показывает мировой опыт, ничего трагического и непреодолимого в таком варианте нет, следует лишь грамотно и взвешенно подойти к осмыслению ситуации, выбрать оптимальную модель развития и двигаться к намеченной цели.

    ___Такая модель, несомненно, должна сохранить лучшие качества отечественной инженерной школы и аккумулировать передовые, хорошо зарекомендовавшие себя практики подготовки технических специалистов в ведущих мировых университетах.

    ___Присоединение России к Болонскому процессу и закрепление его основных положений в новых Федеральных государственных образовательных стандартах существенно облегчило процесс использования лучшего европейского опыта в проектировании инженерных образовательных программ, значительно увеличило свободу вузов в выборе пути повышения качества технического образования.

    ___Законодательно закрепленная возможность разрабатывать и внедрять в Уральском федеральном университете образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетом самостоятельно, открывает для нас дополнительные перспективы для творческого поиска.

    ___Предлагаемая программа основана на анализе и осмыслении достаточно известных материалов, таких как документы проекта Тюнинг («Tuning Educational Structuresin Europe»), Европейских рамочных стандартов аккредитации инженерных программ («EUR-ACE Framework Standards»), «Дублинских» дескрипторов («Shared ‘Dublin’ descriptors for Short Cycle, First Cycle, Second Cycle and ThirdCycleAwards»), основных идей проекта «LOLA» (Learning Outcomes, Learning, Assessment), инструкции пользователей ECTS (ESTS Users` Guide), стандартов международной инициативы CDIO, стандартов и руководств по обеспечению качества основных образовательных программ Национального исследовательского Томского политехнического университета, опыта реализации Инновационной программы и проектов программы Tempus УГТУ-УПИ и УрФУ и ряде других источников.

    ___Результаты обучения по программе предполагают формирование у обучающихся знаний основных тенденций развития инженерного образования в мире, понимания и умения анализировать ситуацию в российском инженерном образовании, способности проектировать и реализовывать образовательные программы инженерной направленности любого уровня на основе лучших мировых практик. Особое внимание уделяется методам обучения, выбор которых определяется спецификой результата обучения и обеспечивает эффективность образовательного процесса.

    ___Программа состоит из ряда методологически связанных, но самостоятельных модулей, что обуславливает возможность построения индивидуальных образовательных траекторий.

    ___Программа предусматривает сочетание аудиторных лекционных занятий, семинаров, мастер-классов с участием приглашенных экспертов, практических занятий, индивидуальной и групповой самостоятельной работы с использованием сервисов ИКТ среды Высшей инженерной школы УрФУ.



Вход через learn.urfu.ru