• ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ

    Шолина И.И., iisholina@gmail.com,

    директор Центра развития инженерного образования http://cet.ustu.ru/ingener2

    Высшая инженерная школа (ВИШ)

    Уральский федеральный университет (УрФУ)


    ___Отличительной чертой наступившего 21 века является высокая динамика генерации и обновления знаний, приводящая к постоянным изменениям существующих и возникновению новых производств.

    Помимо классических вариантов инженеров – конструкторов и технологов, создающих сооружения, механизмы и технологии, возникает потребность в «программных инженерах», «генных инженерах», «социальных инженерах».

    ___Какой должна быть система подготовки современных инженеров, есть ли принципиальные отличия в подготовке инженера-строителя и «программного инженера»?

    ___Мощное развитие компьютерных технологий обеспечивает формирование среды, в которой создаются и используются знания. Технологически и информационно насыщенная образовательная среда, имеющая специально организованное пространство, современное оборудование и доступ к разнообразным информационным ресурсам – требование времени и отличительная черта лучших мировых университетов.

    Образование по сути своей интернационально. Современная система инженерных знаний вобрала в себя лучшие опыты инженерной деятельности, сформированные на протяжении многих веков в различных странах мира, богатые традиции подготовки инженеров.

    ___Сегодня мы наблюдаем усложнение инженерных задач, порождаемое развитием техносферы, кризисным состоянием и истощением ресурсов биосферы. Решение этих задач требуют развитого технического интеллекта и высокого уровня ответственности за те изменения, которые привносит инженерная деятельность.

    ___Динамика изменения техники и технологий диктует жесткие требования к системе образования, порождает проблемы связанные с постоянным обновлением инженерного знания, эффективными методами обучения. Решение возникающих проблем требует объединения усилий всего мирового образовательного сообщества.

    ___Основные категории, присущие всем видам инженерной деятельности – это проектирование, конструирование, производство, эксплуатация. Традиционные требования к инженерам – ответственность, системное (контекстное) мышление, умение формулировать задачи, осуществлять выбор оптимальных вариантов решений - дополняются владением компьютерными технологиями, обеспечивающими автоматизацию всех аспектов инженерной деятельности.

    ___Инвариант, объединяющий подготовку кадров для различных направлений инженерной деятельности – это набор ключевых результатов обучения. Помимо традиционных качеств, присущих классическому инженеру - появляются новые, диктуемые современными условиями глобализации, истощением ресурсов и технологиями общества информатизации.

    ___Ниже представлены формулировки ключевых результатов обучения из компетентностной модели инженера, разработанной в ВИШ УрФУ. Модель разработана, с учетом стандартов инициативы CDIO и EUR-ACE, с привлечением авторской методики Энтони Викерса.

    ___Основной идеей проектирования является целостный подход: результат обучения проектируется совместно с его диагностикой, перетекает в систему практических занятий (тренингов, лабораторных и др. видов работ) и производственных практик (дневник практик), во время которых и осуществляется окончательная диагностика сформированности ключевых результатов обучения.


    Формулировки ключевых (базовых) результатов обучения инженера

    1) Обладать уровнем культуры мышления, информационной культуры и интеллектуальной деятельности, адекватным запросам информационного общества.

    Оцениваются умения
    • ориентироваться во все увеличивающихся потоках информации;
    • осуществлять эффективный поиск информации и ее анализ;
    • критически мыслить;
    • выявлять проблемы;
    • уметь формулировать задачи, подбирать варианты их решения, из множества вариантов выбирать оптимальный;
    • владеть технологиями общества информатизации (ТИО) для интеллектуальной деятельности;
    • уметь резюмировать, кратко и аргументированно описывать состояние проблемы на производстве, содержание и результаты совещания и т.п.
    2) Осуществлять эффективную устную и письменную коммуникации в реальном общении и виртуальных сетях.

    Оцениваются умения:
    • логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
    • оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы;
    • владеть одним из иностранных языков (на уровне обеспечивающем устную и письменную коммуникацию, работу с интернет и печатными информационными материалами);
    • владеть ТИО для эффективной устной и письменной коммуникации в реальном общении и виртуальных сетях;
    • эффективно взаимодействовать с инженерным сообществом и обществом в целом;
    • продвигать решения, аргументировать и полемизировать с оппонентами, учитывая ограничения законодательства и правовой сферы.
    3) Применять систему базовых знаний (математических, естественных, инженерных, экономических) и техник (методы анализа и моделирования, теоретические и экспериментальные исследования, технико-экономические обоснования и др.) в профессиональной деятельности для обоснования решений (проектирования, создания и эксплуатации).

    Оцениваются умения:
    • формулировать проблемы и задачи, используя специальную терминологию (естественных, математических, экономических специально-технических областей знаний);
    • применять методы системного анализа, синтеза и моделирования при обосновании инженерных решений;
    • находить и применять решения, опираясь на знание закономерностей математических и естественных наук, инженерного знания, технологий.
    4) Обладать профессиональной, социальной, экологической, правовой ответственностью.

    Оцениваются умения:
    • руководствоваться этическими и правовыми нормами в межличностном общении;
    • учитывать в производственной деятельности законодательные и нормативные ограничения (правовые акты и законы)в области;
    • оценивать степень влияния продуктов (объектов, процессов) инженерной деятельности на человека, социумы, техносферу, биосферу.
    5) Эффективно работать как самостоятельная единица, в команде и в мультикультурной среде.

    Оцениваются умения:
    • выполнять соответствующие роли в рамках проектной, административной и других видов деятельности;
    • понимать специфику социума и корректировать свое поведение в соответствии с этой спецификой;
    • выстраивать поведение в соответствии с законодательными, нормативными, административными и др. ограничениями.
    6) Быть способным к саморазвитию, самоорганизации и обучению в течение всей жизни.

    Оцениваются умения:
    • самоидентификации;
    • мотивации;
    • определения тенденций, трендов;
    • формирования траектории обучения (саморазвития) в соответствии с выбранным трендом.
    ___Побудительным мотивом к моделированию системы ключевых результатов обучения явились результаты обследования удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников по техническим направлениям, полученные ВИШ в 2010-2011 годах в рамках мероприятий Программы развития УрФУ. Был выявлен недостаточный уровень (либо отсутствие) основных профессиональных качеств инженера – умение выявлять производственные проблемы, формулировать задачи, принимать ответственные, технически и экономически обоснованные решения.

    Представленные результаты обучения являются актуальными для всего спектра инженерной деятельности, формируют основные качества инженера – того кто изменяет окружающую действительность.

Вход через learn.urfu.ru