• В Екатеринбурге с большим размахом проходит первый национальный чемпионат сквозных рабочих профессий в области высокотехнологичной промышленности по методике WorldSkills

    Тема Уральской инженерной школы проходит красной нитью через все форумные мероприятия соревнований.

    Более подробную информацию можно получить на сайте http://hitech-wsr.ru/, а также зарегистрироваться для участия в мероприятиях деловой программы
  • «УРАЛЬСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА»

    О.И. Ребрин

    Актуальность комплексного решения проблемы кадрового обеспечения промышленных предприятий региона, предложенного в концепции программы «Уральская инженерная школа» подтверждена во время многочисленных обсуждений на конференциях, круглых столах, совещаниях регионального и общероссийского уровня. Инициатива возрождения и развития инженерной школы Урала принадлежит Губернатору Свердловской области Евгению Владимировичу Куйвашеву.

    Уральский федеральный университет одним из первых включился в работу по подготовке концепции и программы, получившей название «Уральская инженерная школа» и её последующее обсуждение.

    Актуальность поставленной задачи возрождения и развития инженерной школы Урала определяется необходимостью решения проблем развития промышленного производства России, во многом характерных и для нашего региона. Определяющими факторами развития являются продолжающийся процесс реиндустриализации экономики и наметившимся переходом мировой индустрии к 4-ой технологической революции. Сегодня к этим вызовам добавилась необходимость срочного решения вопроса импортозамещения.

    23 июня 2014 года на Совете по науке и образованию при Президенте России были названы основные типы требующихся современной промышленности инженерных кадров. На наш взгляд, в эту типологию наряду с «линейными инженерами» и «инженерами инновационными» должны попасть и «техники» необходимые для решения сегодняшних задач производства и «инженеры-исследователи» обеспечивающие основу технического прогресса.

    В основу программы возрождения и развития уральской инженерной школы положена идея построения системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.

    В соответствии с этим посылом выделено три главных направления деятельности:
    • Школьное и дополнительное образование;
    • Профессиональное образование инженерно-технических кадров;
    • Профессиональный и карьерный рост молодых инженеров.
    Мы хорошо понимаем важность включенных в Программу мероприятий, направленных на создание условий для качественной школьной подготовки по естественнонаучным предметам, по развитию дополнительного технического образования школьников. Надеемся, что эти меры приведут на технические направления подготовки в вузы города мотивированных и готовых к обучению студентов.

    Но школа – это только фундамент построения здания инженерной подготовки, далее многое зависит от качества программ среднего профессионального и высшего образования. Сегодня, в соответствии с заложенной в программу ключевой идеей, мы стараемся выстроить систему по-настоящему непрерывного образования инженерных кадров от общеобразовательной школы до неограниченного по времени послевузовского образования.

    Проблема мотивации молодежи к выбору и освоению технических направлений подготовки решается путем включения в модель государственно-частного партнерства территориально приближенных общеобразовательных школ. Формы участия вузов и промышленных предприятий в работе по ранней профессиональной ориентации школьников хорошо известны, это и тематические беседы, и экскурсии в лаборатории вуза и производственные участки, конкурсы и олимпиады, оснащение кабинетов и помощь в углубленном изучении отдельных предметов и многое другое. Такая работа обязательно дает положительный результат и технические направления и специальности подготовки в вузах и организациях среднего профессионального образования будут осознанно выбраны будущими абитуриентами.

    Одно из направлений работы, вошедшее в программу «Уральская инженерная школа» связано с разработкой и реализацией гармонизированных программ среднего профессионального и высшего образования, программ, которые дают возможность выпускникам СПО строить индивидуальные образовательные траектории ускоренного обучения по программам прикладного бакалавриата. Такие программы могут осваивать как сразу после окончания организации СПО, так и получив определенный производственный опыт.

    Необходимым элементом построения системы непрерывного образования является организация дополнительного профессионального образования.

    Эту задачу будет решать областная Губернаторская программа повышения квалификации технических специалистов. Выстроенная по аналогии с Президентской программой, она имеет важную отличительную особенность – включает в круг обучающихся на ряду с ИТР, высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

    Перечень первоочередных мероприятий на 2015 год комплексной программы «Уральская инженерная школа» предусматривает поддержку ряда представленных направлений деятельности, однако, ряд этот целесообразно дополнить. Уже сегодня к этой работе подключаются новые заинтересованные участники: институты Уральского отделения РАН, промышленные корпорации региона, предприятия малого и среднего бизнеса, профильные министерства Свердловской области. Важно не потерять взятый темп и выстроить эффективную систему координации действий всех участников процесса.

    Обозначенные основные направления взаимодействия образовательных организаций, власти и бизнеса реализуются в рамках создания центров непрерывного профессионального образования – комплексной модели государственно-частного партнерства.

    Центр непрерывного профессионального образования создается путем выстраивания договорных отношений между образовательными организациями различного уровня, учебных центров или корпоративных университетов в интересах подготовки кадров для крупного промышленного предприятия или группы предприятий при участии государственной власти.

    Организация центров непрерывного профессионального образования позволит создать постоянно развивающуюся систему непрерывного технического образования, включающую уровни общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, обеспечивающую промышленность региона высококвалифицированными кадрами.

    Такая модель предполагает согласованные организационные действия, взаимное методологическое совершенствование и гармонизацию образовательных программ всех уровней, рациональное использование имеющейся в различных организациях материально-технической базы и интеллектуальных ресурсов, комплексное решение проблем кадрового обеспечения и повышения квалификации персонала компаний.

    В Свердловской области при участии региональных органов власти, бизнеса, Уральского федерального университета, ряда общеобразовательных школ и организаций среднего профессионального образования подготовлено создание, минимум, трех центров непрерывного профессионального образования в интересах УГМК, ЧТПЗ и Уралвагонзавода.

    В ближайшее время мы планируем подписание необходимых соглашений с партнерами о создании центров непрерывного профессионального образования.

    Именно в сотрудничестве, в партнерстве образовательных организаций, бизнеса и государственной власти – ключ к успеху реализации программы в целом.

    Партнерство начинается на самом раннем этапе, этапе проектирования задаваемых результатов обучения, фактически компетентностном портрете будущего выпускника программы. Здесь мнение работодателя, в идеале формализованное в профессиональных стандартах, имеет определяющее значение. Конечно вуз вкладывает и свое видение, и определенный прогноз качеств выпускника на будущее – образовательный форсайт.

    Другой гранью партнерских отношений состоит в непосредственном участии ведущих специалистов предприятий в образовательном процессе, не только во время различного рода практик, но и в лекционной и проектной деятельности. Существенным моментом является и независимая оценка успешности освоения программы или ее отдельных модулей представителями работодателя.

    Одной из моделей объединения ресурсов образовательных организаций и промышленных предприятий в деле подготовки кадров в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации является открытие базовых кафедр вузов на территории предприятий-партнеров. Образовательный процесс на таких кафедрах максимально приближен к процессу производственному, что обуславливает актуальность и практико-ориентированность обучения. Подготовка в целевых группах на базовых кафедрах в интересах одного или группы предприятий позволяет ориентировать содержание образовательной программы под требования заказчика, повышает ответственность преподавателей вуза за достижение результатов обучения и мотивацию обучающихся, осознающих зависимость своего трудоустройства и будущего карьерного роста от успехов в обучении.

    Для подготовки специалистов новой формации необходимо применять и новые образовательные технологии. Одной из таких новаций, является технология проектного обучения. Технология некогда хорошо известная в советской высшей школе, но незаслуженно забытая.

    Суть технологии внедрение в образовательный процесс исполнения нарастающей сложности проектов, небольших технических заданий, которые выполняются командами студентов. Именно в такой командной работе формируются необходимые инженеру лидерские качества, умение отстоять свою идею, ответственность за принятые решения.

    Этот подход формализован сегодня в стандартах всемирной инициативы CDIO и развивается в целом ряде ведущих технических университетах России и мира.

    Активным участником инициативы является и УрФУ, принятый в число участников международного проекта в 2013 году.

    Продолжением темы проектного обучения является организация участия будущих и действующих инженеров в разного рода инженерных конкурсах, турнирах, олимпиадах, как регионального, так и международного уровня.

    Это по-настоящему действенный путь подготовки увлеченных, талантливых преданных инженерному делу специалистов. А участие в таких конкурсах ведущих специалистов в предприятий в качестве наставников и членов жюри, обеспечивает преемственность поколений, сохранение лучших традиций инженерной школы Урала.

    Существующую обеспокоенность наших промышленных партнеров прекращающимся массовым выпуском по программам специалитета мы планируем снять увеличением количества программ интегрированной магистратуры, которые предполагают фундаментальную подготовку по математике и естественным наукам, широкое общеинженерное обучение на уровне бакалавриата и актуальную для работодателей профилизацию на уровне инженерной или технологической магистратуры.

    Еще одним направлением, предложенным для развития в рамках Программы «Уральская инженерная школа» является создание и реализация образовательных программ, готовящих системных генерал-инженеров, обладающих набором компетенций необходимых для управления выполнением сложных технических проектов.

    Первая группа магистрантов уже начала обучение по программе «Инженерия систем» в Высшей инженерной школе УрФУ.

    В заключение необходимо подчеркнуть важность задачи создания условий для карьерного и профессионального роста молодых инженеров, решения социальных проблем, закрепления перспективных специалистов на предприятиях.

    Именно успешностью и эффективностью их труда будет определять успешность и эффективность программы «Уральская инженерная школа» как инструмента развития региональной промышленности.

Вход через learn.urfu.ru