• Проект AHELO

    Цель проекта

    AHELO является одним из приоритетных и инновационных проектов ОЭСР в области образования. Конечная цель - разработка комплексного, объективного и научно обоснованного подхода к оценке результатов обучения в системе высшего образования, получение международно сопоставимой информации о результатах обучения в высшем образовании факультетов, образовательных программ.

    Цель диагностического исследования (feasibility study), реализуемого в 2008-2012 гг. – оценка принципиальной возможности международного измерения результатов обучения студентов вузов, обучающихся в различных языковых, культурных и институциональных контекстах; разработка соответствующих инструментов измерения для оценки общих знаний и компетенций, а также специальных знаний и компетенций для двух пилотных дисциплин – Экономика и Инженерные науки.

    Страны-участницы проекта

    В настоящее время в проекте AHELO участвуют всего 15 стран, некоторые из которых участвуют в нескольких направлениях проектаа :

    Направление проекта

    Страны-участницы

    Общие компетенции (9 стран)

    Египет, Финляндия, Колумбия, Корея, Кувейт, Мексика, Норвегия, Словакия, США (4 штата: Коннектикут, Массачусетс, Миссури, Пенсильвания)

    Экономика (7 стран)

    Бельгия (Фландрия), Египет, Италия, Мексика, Нидерланды, Россия, Словакия

    Инженерные науки (6 стран)

    Австралия, Египет, Колумбия, Мексика, Словакия, Япония, Россия

    Методология проекта AHELO

    Проект включает 3 основных направления исследований:

    • Исследование общих результатов обучения (Generic skills strand)
    • Исследование результатов обучения по направлению «Экономика» (Discipline-specific Strand in Economics)
    • Исследование результатов обучения по инженерному направлению (Discipline-specific Strand in Engineering)
    Дополнительно каждое направление также будет включать анализ контекста результатов обучения (Contextual dimension surveys) – выявление определенного набора показателей работы вузов, влияющих на результаты обучения, что должно придать дополнительную аналитическую ценность исследованию.

    Основной фокус в ходе исследования будет сделан на оценку не теоретических знаний, а умений их применения в контекстах, максимально приближенных к будущей профессиональной практике (“above content” knowledge and skills).

    Эксперты стран-участниц участвуют в разработке оценочного инструментария совместно с зарубежными коллегами, содействую тому, чтобы международный инструментарий максимально учитывал особенности национальных систем образования.

    По каждому направлению проекта проводятся следующие работы:

    • Разработка, перевод и адаптация инструментария для оценки компетенций студентов – заданий с конструируемыми ответами и тестовых заданий.
    • Формирование консорциума вузов-участников проекта (ожидается участие не менее 10 вузов от каждый страны);
    • Предварительная апробация инструментария в формате фокус-групп в вузах-участниках проекта;
    • Разработка инструментария для оценки национального и институционального контекста результатов обучения.
    • Проведение полевого исследования с использованием двух типов оценочного инструментария (основная целевая аудитория – студенты 4-го курса бакалавриата или специалитета, обучающие по профильным специальностям; ожидается участие около 100 студентов от каждого вуза).
    На регулярной основе проводятся встречи групп национальных экспертов и национальных координаторов, а также постоянное экспертное взаимодействие на специально созданных коммуникационных веб-платформах.

    Ожидаемые результаты и эффекты проекта

    Перед Россией, как и перед большинством экономически развитых стран ОЭСР, стоит задача обеспечения качества образовательных результатов в высшем образовании с учетом международных стандартов. Представляется, что участие российских вузов в проекте AHELO позволит получить следующие результаты:

    • Международный инструментарий для оценки качества высшего образования и возможности учета лучшего зарубежного опыта при совершенствовании национальной оценки качества;
    • Международно сопоставимые данные об уровне подготовки студентов;
    • Международное позиционирование российских вузов в международном образовательном пространстве;
    • Привлечения внимания иностранных учащихся и преподавателей к российским образовательным программам;
    • Возможности участия в разработке комплексной международной системы оценки качества подготовки в вузах и учета особенностей, интересов и потребностей отечественного образования в этом международном процессе


    Контактная информация

    По всем вопросам, связанным с реализацией инженерного AHELO в России можно обращаться в Высшую инженерную школу Уральского федерального университета, г.Екатеринбург, ул Мира 21, r Шолиной Ирине Ивановне, iisholuna@gmail.com. 89222233571

    Подробную информацию об участии России в проекте AHELO по направлению «Экономика» можно получить на сайте http://www.hse.ru/ahelo/

    Информацию о проекте AHELO можно также получить на сайте ОЭСР www.oecd.org/edu/ahelo .





Вход через learn.urfu.ru